Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков ARFC продолжает делиться мнением об актуальных вопросах, сдерживающих развитие транспортно-логистического комплекса.
В этот раз предлагаем поговорить о проблеме, касающейся недостаточной пропускной способности железнодорожной системы.
Имеющаяся пропускная способность казахстанской железнодорожной транспортной инфраструктуры не удовлетворяет потребностей казахстанских грузовладельцев и в полной мере не обеспечивает имеющиеся и перспективные объемы перевозок грузов. Это одна из главных проблем, ограничивающая возможности грузовладельцев и препятствующая развитию перевозок грузов.
Для ее решения необходимо провести точечную расшивку узких мест и повысить пропускную способность единой транспортной инфраструктуры, включая инфраструктуру общего и необщего пользования
Требуется разработка программы расшивки узких мест и увеличения пропускной способности железнодорожной транспортной инфраструктуры, включая межгосударственные стыки, узловые, сортировочные станции, станции примыкания, инфраструктуру крупных промышленных предприятий.
Наблюдаются дефицит финансирования строительства и развития магистральной железнодорожной сети. У крупных грузовладельцев и транспортно-логистических компаний есть желание и возможность совершенствовать или развивать существующую инфраструктуру, в том числе магистраль для того, чтобы улучшить обслуживание или нарастить мощности, однако механизм участия частных инвесторов недостаточно развит.
В этой связи нужно рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательную и нормативную правовую базу, чтобы привлечь частный капитал для развития железнодорожной инфраструктуры.
Большое внимание должно быть уделено развитию инфраструктурных центров и обеспечению доступности и качества транспортных услуг. Важно устранить инфраструктурные ограничения, упростить таможенные процедуры и повысить эффективность логистики. Также необходимо обновление транспортной и торговой инфраструктуры для снижения транспортных издержек и увеличения конкурентных преимуществ казахстанского бизнеса.
Реализация государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 — 2019 годы, в рамках которой за счет бюджетных средств были созданы современные транспортно-логистические центры в различных городах Казахстана, показала свою эффективность. Инфраструктура, которая была создана, позволила ликвидировать узкие места и расширить мощности железнодорожной системы. В этой связи есть потребность в активизации данной работы.
Более того, для привлечения бизнеса в инвестиционные проекты по расширению инфраструктуры должны быть утверждены дорожные карты, меморандумы, гарантирующие бизнесу возврат вложенных средств.